За воздух без запахов

 

В Государственную думу Российской Федерации законотворцы северной столицы внесли законопроект, устанавливающий предельно допустимые значения запахов и ограничивающий деятельность дурно пахнущих производств.

Существующее законодательство не предусматривает «санкции за амбре», если концентрация загрязняющих веществ в атмосферном воздухе не превышена.

Но ситуация порой складывается так, что   концентрация веществ не превышает предельные значения, но запах, например, от свалки или фермы отравляет жизнь населенных пунктов.

Определение интенсивности запахов проводится в лабораториях ольфактометрического контроля, оборудование которых позволяет определить интенсивность запахов на основе инструментального анализа, исключающего субъективные ощущения. Подобных лабораторий в России – единицы.

При этом контроль выбросов запаха методом ольфактометрии изложен в основных нормативных и методических документах, но их использованию в контрольно-надзорной деятельности препятствует отсутствие в Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха» статей, посвященных контролю запахов.

Между тем некоторые страны — Франция, Германия, Австрия, Италия — уже законодательно установили предельно допустимые концентрации пахучих веществ. Но диапазон допустимых единиц запаха на кубический метр колеблется от двух до пятнадцати.

——

Депутаты Законодательного собрания, рассмотрев инициативу, предлагают закрепить в Законе «Об охране атмосферного воздуха» термины «запах» и «региональный норматив запаха». Компаниям и индивидуальным предпринимателям, хозяйства которых выбрасывают в воздух пахучие вещества, нельзя будет превышать эти нормативы. Также планируется учитывать новые показатели наряду с санитарно-гигиеническими нормами (например, при строительстве домов) и проводить государственный мониторинг концентраций запаха.

В финансово-экономическом обосновании проекта сообщается, что «средняя стоимость услуг проведения 100 измерений в контрольных точках на территории общего пользования вблизи источников выбросов составляет 4,9 миллиона рублей, средняя стоимость одного измерения — 49 тысяч рублей». Следовательно, реализация законопроекта может потребовать дополнительных затрат бюджетов регионов, которые законодательно оформят норматив запаха и будут осуществлять его мониторинг. Их предлагается компенсировать доходами от штрафных санкций, наложенных на нарушителей нормативов.

Источником неприятного запаха бывает не только промышленность, но и птицефабрики, свинофермы, животноводческие комплексы, построенные там, где их быть не должно, они способны отравить жизнь довольно крупным городам.

Председатель Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров считает, что запах, например, от свалки или с предприятия, может и не наносить вреда здоровью, но из-за него жители окрестностей будут испытывать постоянный дискомфорт.

Председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов уверен, что нужно учитывать не только концентрацию вредных веществ в атмосфере, но и их воздействие на обоняние. Кроме того запах, витающий в воздухе, является неотъемлемым компонентом качества окружающей среды.

Текст: И. Девяткова

Использована информация из открытых источников

14.07.2020

Warning: Illegal string offset 'openstat_counter_code' in /home/virtwww/w_wp2-permeco_1b6b57aa/http/wp-content/plugins/openstatcounter.wordpress/openstatcounter.php on line 55