О регуляции антропогенного влияния на климат

Рамочная конвенция ООН об изменении климата и Киотский договор

Конвенция принята 9 мая 1992 года с целью уменьшить антропогенные выбросы парниковых газов, включая главный – углекислый газ. Конвенция, действие которой – весь мир, предусматривает различные обязательства для Сторон в зависимости от их возможностей, экономических структур и ресурсной базы.

Одним из факторов появления Конвенции стало образование в 1988 году Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГИЭК). В 2001 году группа экспертов выпустила отчет, согласно прогнозам которого  за последние 200 лет концентрация углекислого газа в атмосфере повысилась с 280 до 368 част. на млн. Одним из вероятных сценариев развития событий является такой:  к 2100 году концентрация углекислого газа в атмосфере, вызванная деятельностью человека,  может составить от 540 до 970 част. на млн. Повышение содержания углекислого газа приведет к росту средней температуры на планете  к 2050 — на 0,8 – 2,60 С, а к 2100 году — на 1,4 – 5,80С.

Так же МГИЭК представила прогноз изменения количества осадков на протяжении XXI века: снижение и повышение в разных регионах в диапазоне от 5% до 20%. МГЭИК представила свидетельства влияния деятельности человека на глобальное потепление за последние 50 лет.

Прогноз экспертов оказался неутешительным: существенные резкие колебания климата в будущем могут происходить все чаще и чаще, стихийные бедствия могут стать сильнее, чаще и опаснее. Заключение экспертов таково: первоначально непосредственное влияние потепления на мировую экономику было небольшим; в зависимости от страны оно привело к увеличению или уменьшению валового внутреннего продукта в пределах от 1 до 2%. По мере потепления влияние будет все более отрицательным и ощутимым. Потенциальные суммарные расходы на снижение воздействия на климатическую систему в развитых странах к 2010 году могут составить 0,1 – 2,0%  ВВП.

Основным антропогенным парниковым газом является СО2. Доля его выбросов в развитых странах в 2001 г. составляла 81%, 6% приходилось на закись азота, 10% на метан и 3% на фторуглеводородные парниковые газы. Главным источником СО2 было сжигание топлива, закиси азота – сельское хозяйство, метана – добыча и транспортировка ископаемого топлива, сельское хозяйство и переработка отходов. В 1990-е годы выбросы снизились в большинстве секторов экономики, особенно в энергетике и промышленности, однако они значительно увеличились на транспорте. Дополнительные выбросы дает международный воздушный и водный транспорт. При этом в данный период выбросы были сравнительно стабильными у водного транспорта и постоянно возрастали в авиации. Ключевой вопрос состоит в следующем: становится ли экономический рост как таковой более дружественным для климата? С 1990 по 2000 гг. удельные выбросы парниковых газов на единицу ВВП в мире снизились, то есть выбросы росли медленнее, чем ВВП. Однако эту тенденцию нельзя объяснить лишь специальными действиями по предотвращению изменения климата или отказом от производства, основанного на сжигании топлива. Существенная роль в этих изменениях принадлежит структурным перестройкам, переходу от промышленного производства к деятельности в сфере услуг с меньшим использованием энергии.

Для замедления роста или сокращения выбросов парниковых газов все государства должны разрабатывать и реализовывать свою стратегическую политику борьбы с изменением климата. Её главная цель — добиться производства с наименьшими показателями выбросов парниковых газов, увеличить использование альтернативных источников энергии, повышая при этом энергоэффективность в промышленности, строительстве, на транспорте и в сфере услуг.

В развитых странах широко используются налоговые меры, нередко в сочетании с финансовыми стимулами, такими как гранты, льготные кредиты и тарифы.

Многие развивающиеся страны стараются интегрировать меры по борьбе с изменением климата в свои стратегии устойчивого развития, одновременно решая проблему бедности. Им необходима внешняя помощь на основе двусторонних и многосторонних соглашений. Значительное сокращение выбросов газов ожидается от внедрения новых и более эффективных технологий. Быстро растет совместное производство тепла и электроэнергии (когенерация), выпуск автомобилей с гибридными двигателями или с топливными элементами. Сотрудничество важно для широчайшего спектра технологий, от термоядерного синтеза до поглощения углерода. Развивающиеся страны, располагающие меньшими ресурсами и возможностями, должны будут больше полагаться на передачу технологий – это важное направление сотрудничества, которому уделяется большое внимание со стороны стран-участниц Конвенции.

Одновременно с принимаемыми мерами по смягчению изменений климата мировое сообщество адаптируется. Для анализа вероятных долгосрочных сценариев проводятся исследования с применением глобальных моделей. Возможно, эти сценарии не достаточно детальны, но они позволяют выявить ключевые последствия изменения климата, составлять прогнозы и определять приоритеты в адаптации к климатическим изменениям. Адаптация все больше и больше учитывается при составлении планов развития, программ и политических стратегий.

Конвенция  об изменении климата стала прочной базой для принятия в 1997 году Киотского протокола. Протокол содержит юридически обязательные и четко определенные во времени цели для развитых стран. Киотский протокол предлагает значительную гибкость действий с использованием трех механизмов. Два из них основаны на проектах. Первый – механизм чистого развития (МЧР), учрежденный в 2001 году. С его помощью развитые страны могут финансировать проекты по снижению выбросов и увеличению поглощения парниковых газов в развивающихся странах, внося тем самым вклад в их устойчивое развитие. Снижения выбросов,   этих проектов, можно использовать для выполнения обязательств по Киотскому протоколу. Второй механизм – проекты совместного осуществления (ПСО), с помощью которых развитые страны получают единицы снижения выбросов, оказывая финансовую поддержку выполнению проектов в других промышленно развитых странах. Третий механизм Киотского протокола – торговля квотами. Она дает возможность странам, где ожидается превышение допустимых выбросов над обязательствами (квотами), покупать неиспользуемые квоты у других стран.

Большинство стран относятся к изменению климата как к серьезной угрозе и рассматривают ее комплексно, с учетом самых разных аспектов. Важен поиск способов убеждения  всех стран в том, что все выполняют свою долю работы, следуют своим национальным интересам, которые, возможно, не всегда совпадают. Требуются общие шаги, направленные на смягчение негативных последствий изменений климата. Конечная цель Конвенции достижима.

Warning: Illegal string offset 'openstat_counter_code' in /home/virtwww/w_wp2-permeco_1b6b57aa/http/wp-content/plugins/openstatcounter.wordpress/openstatcounter.php on line 55