Флайтшейминг

 

Движение «flygskam» или «flight shame» родилось в Швеции в 2017 году, когда шведский певец Стафан Линдберг решил отказаться от полетов из-за их негативного влияния на окружающую среду. Он получил поддержку известных в стране людей, таких как биатлонист Бьорн Ферри и оперная певица Малена Ерман  — мама экоактивистки Греты Тунберг.

Неожиданно их поддержали обычные туристы. Их истории о путешествиях по земле и причинах, способствовавших этому выбору можно узнать на сайте кампании The Flight Free 2020.

Так Хелена Риттер, жительница Эдинбурга, объясняет, почему она приняла решение бросить летать: полет не является необходимостью в её жизни. В свои 23 года она успела совершить путешествия в Австралию, Перу, Уганду, Китай, Канаду и в несколько европейских стран. Она считает, что лицемерно убеждать того, кто откладывает средства на редкий и заслуженный отдых, что отказаться от полета – это не жертва. И все же Хелена убеждена, что для среднего британца, путешествующего по воздуху, привилегия летать — это просто привилегия, а не право или необходимость.

Шведский оператор аэропортов Swedavia AB назвал споры вокруг изменения климата одной из причин падения внутреннего пассажиропотока в 2018 году на 3 процента. По данным WWF, 23 процента шведов стали меньше летать из-за воздействия на климат.

Но несмотря на то, что часть туристов отказывается от полетов, общее число пассажиров все равно растет. По прогнозу ICAO (международной организации гражданской авиации) к 2050 году  общие выбросы от международных перелетов вырастут на 300-700 процентов.

При сгорании авиационного топлива в атмосферу действительно выбрасывается углекислый газ, который обладает парниковым эффектом и постепенно нагревает планету. Подсчитать, какой именно углеродный след оставляет самолет, помогают множество разных онлайн-калькуляторов, один из них доступен на сайте ICAO.

Многие авиакомпании, стремясь сохранить и увеличить пассажиропоток, предлагают пассажирам участвовать в программах компенсации, когда пассажир может доплатить за билет, а деньги от этого идут на программы, которые борются с глобальным потеплением. Среди компаний, которые предлагают пассажирам ответственный авиаперелет, крупнейшие авиалинии — в частности, Virgin Atlantic, British Airways, The Emirates и Qantas.

В России за девять месяцев 2019 года пассажиропоток и количество перевезенных пассажиров увеличилось на 11 и 13 процентов. Скорее всего большая часть полетов приходится на одних и тех же людей: по данным ВЦИОМ в России хотя бы один раз летали всего 29% населения. А Федеральная антимонопольная служба посчитала темп роста цен на авиабилеты в октябре – на маршрутах внутри России они выросли на 5,9%. При этом авиакомпании заявляют об убытках от роста цен на керосин и вряд ли смогут включить дополнительный экологический сбор в цену билета. 

Набирающий обороты флайтшейминг может серьезно подорвать позиции пассажирских авиаперевозок, но в России с её огромными расстояниями это произойдет, вероятнее всего. Не скоро. Тем более, что отечественные конструкторы разрабатывают для пассажирских лайнеров легкие сплавы металлов и зарубежные – запускают самолеты на альтернативной энергии.

По информации из открытых источников

Warning: Illegal string offset 'openstat_counter_code' in /home/virtwww/w_wp2-permeco_1b6b57aa/http/wp-content/plugins/openstatcounter.wordpress/openstatcounter.php on line 55