Статья о проекте Пермского городского отделения Всероссийского общества охраны природы «Природу чувствую, люблю и берегу»,
победителя 2-й конкурса Президентских грантов на развитие гражданского общества 2018 года.
Проект является продолжением проекта «Уголок родной природы» — победителя 2-го конкурса Президентских грантов 2017 года. Мероприятия календарного плана успешно завершились, однако сам проект предполагал продолжение, которое мы видели в практическом использовании созданной дендрологической зоны в качестве экспериментальной площадки для экологического просвещения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ), при чём с различными структурными нарушениями. Семинар, проведённый в рамках проекта для учителей школ города, показал, что методик экологического воспитания детей группы «норма» имеется достаточно много, а вот для группы «ОВЗ» не достаточно. Таким образом, пришли к идее создания пространства, где можно было бы аккумулировать имеющийся опыт, разрабатывать новые методики, рекомендации и подходы к экологическому просвещению и воспитанию детей с ОВЗ с целью создания базы наработок и дальнейшего ретранслирования для инклюзивного образования в учебных заведениях и детских садах нашего города. Дендрологическая площадка находится в территориальной доступности для многих учебных заведений, поэтому есть возможность проводить на ней экскурсии для особенных детей, как силами взрослых, так и учащимися. Была необходимость также облагородить и правую часть парка, однако теперь посадить дикопроизрастающие плодовые деревья, присущие природе Пермского края. Построить открытую беседку, удобную для проведения занятий на свежем воздухе, поскольку изучать явления природы и поведение насаждений необходимо в любое время года. Также разбить клумбы и засеять травостоем территорию парка. Проект успешно реализован, все запланированные мероприятия проведены.
В качестве консультантов и экспертов приглашались на семинары и мастер-классы преподаватели, студенты из ВУЗов города, специалисты из профильных учреждений, которые помогали также и в проведении научно — исследовательских работ в природных условиях минипарка для детей с ОВЗ.
Актуальность необходимости создания экспериментального образовательного пространства для привития персональной экологической культуры, включающей в себя и просвещение, и воспитание, детям с различными структурными нарушениями здоровья не только для специализированных школ и интернатов, но и для специализированных детских садов города в процессе реализации проекта была подтверждена. Об этом говорили практически все участники проекта, в первую очередь те, кто непосредственно связан с данной работой. Эксперты и специалисты, привлечённые в проект, также подчёркивали важность затронутой темы. Созданное пространство будетслужить базой для выработкиметодических рекомендаций, разработок и советов для преподавателей и воспитателей, занимающихся с детьми с ОВЗ. Тем более, что деятельность данной методической площадки будет продолжена и в 2020 году, так как нашей организации ПГО ООО ВООП удалось стать победителем 3 конкурса 2019 года на получение гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.
Целью всех наших проектов является реализация естественных потребностей детей с ОВЗ в деятельности, познании, общении, самоутверждении через включение их в жизнь общества посредством социально-значимой деятельности экологической направленности и формирования экологического сознания подрастающего поколения, экологической культуры.
Задачи социальные:
-создание условий для удовлетворения интересов детей, развития
личности, раскрытия её творческого потенциала, стимулирования
самопознания и самовоспитания детей;
— воспитание эстетического отношения к миру, чувства любви к природе, роль, которой в развитии личностных качеств выражается в воспитании
доброты, предостерегающей от бессмысленного вредительства природе;
-воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом и
природой, стремления к гармонизации отношений личности с социоприродным окружением;
-формирование экологической культуры, ответственности за состояние
окружающей среды, рационального использования природы в сочетании с
любовью к каждому её проявлению, осознание экологической опасности,
-воспитание эстетического отношения к труду как к источнику радости и
творчества людей, стремления к активной природоохранной деятельности,
практическому решению экологических проблем родного края;
-формирование гражданской позиции юного гражданина, реализация им
своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своим близким,
родному краю, Отечеству, планете Земля;
-воспитание у детей уверенности в своей значимости, чувства
человеческого достоинства, понимания ценности человеческой жизни и
осознание собственной ответственности за сохранение здоровья.
Продолжение следует