Экомаркировка для возобновляемой энергии

 

Global Ecolabelling Network (GEN) — независимая международная некоммерческая организация, образованная в 1994 году, объединяющая национальные организации экомаркировки. Согласно GEN, экомаркировка – это добровольный метод представления экологической сертификации, применяемый по всему миру. Экомаркировка – это маркер, идентификатор продуктов и услуг, признанных экологически предпочтительными в определенной категории. Проще говоря, экомаркировка — это инструмент, цель которого сообщить потребителю о том, что определенный товар или услуга соответствуют экологическим стандартам и критериям. 

Сегодня мы видим довольно большое количество маркировок, которые различаются по секторам и местоположению. Экомаркировки могут обозначать степень переработки упаковки, качество продуктов питания и этапам их производства, зеленому строительству, честной торговли, устойчивому туризму, учету выбросов углекислого газа и многие другие критерии качества товара или услуги. Кроме того, существуют международные, национальные и даже региональные маркировки. Российская маркировка, входящая в сообщество GEN, – «Листок жизни».

Также существуют маркировки для возобновляемой энергии, они выполняют ту же роль, что и прочие: подтверждение потребления возобновляемой энергии, произведенной в соответствии с дополнительными стандартами качества. Используя возобновляемую энергию с экомаркировкой, потребитель не только получает наиболее устойчивую энергию, он также может быть уверен, что при ее производстве не был нанесен никакой вред окружающей среде.

Критерии для экомаркировок на возобновляемую энергию могут указывать на нахождение электростанции за пределами национальных парков, заповедников и важных природных зон. Если речь идет о ветровой энергии, то маркировка обозначит, что ветряки  находятся в удалении от маршрутов миграции птиц, говоря о гидроэнергии -, станции не препятствуют миграции и репродукции рыб, и т.д. Возобновляемая энергия с маркировкой соответствует более строгим критериям и вносит еще больший вклад в сохранение окружающей среды, чем просто «зеленая» энергия. Кроме того, часто прибыль с продажи энергии с экомаркировками идет на финансирование других проектов по защите природы, что является дополнительным преимуществом. 

Задача экомаркировок для возобновляемой энергии — это показать конечным потребителям, что тот или иной продукт или услуга были произведены с использованием возобновляемой энергии. Такие маркировки могут размещаться на продуктах, зданиях, офисах, в рекламе. 

Экомаркировки повышают осведомленность потребителей о возобновляемой энергии и способны изменить ситуацию на рынке энергопотребления.

В настоящий момент экомаркировок для возобновляемой энергии совсем немного и в основном они носят региональный характер. Например, маркировки NatureMade действуют в Швейцарии, Bra Miljöval — в Швеции, Green-E — в США. В Германии – существует несколько маркировок на возобновляемую энергию благодаря развитому рынку и высокому уровню энергопотребления: TÜV Süd’s EE, OK Power, Grüner Stro.

Названные маркировки перестают действовать за пределами этих стран. В России, к сожалению, таких маркировок пока нет совсем.

Среди экомаркировок на возобновляемую энергию так же существует и вездесущих гринвошинг: компании сами ставят себе знаки качества, внешне напоминающее подлинные экомаркировки. В таких случаях производитель чаще всего ориентируется на собственные маркетинговые цели, а не стремиться сокращать свой углеродный след, и вводит в заблуждение ответственных потребителей, минимизирующих негативное воздействие на природу. 

На сегодняшний день у жителей России выбор источника энергии довольно ограничен. Практика «зеленых тарифов» от поставщиков энергии (потребитель может выбрать возобновляемую энергию для своего потребления у регионального поставщика), которая показала себя очень эффективной в Европе и в Северной Америке, пока не применяется в нашей стране.

Возобновляемая энергия остается привилегией тех, кто может установить свои собственные генераторы от возобновляемых источниках, и крупных компаний, которые могут закупать энергию напрямую от производителей. 

Чем больше людей начнет выбирать продукты, произведенные при помощи зеленой энергии, и рассказывать об этом, тем скорее будет возможно изменение энергетического рынка в России. 

Текст: И. Девяткова, с использованием информации сайта recyclemag.ru

Warning: Illegal string offset 'openstat_counter_code' in /home/virtwww/w_wp2-permeco_1b6b57aa/http/wp-content/plugins/openstatcounter.wordpress/openstatcounter.php on line 55