2.
Выбросы загрязняющих веществ от передвижных источниковВ 2002 году в Пермской области зарегистрировано
117919 единиц грузовых автомобилей, 299283 легковых, и автобусов. Соотношение между видами транспортных средств представлено на рисунке 2.1.Прирост численности автотранспорта связан, в основном, с увеличением численности грузовых автомобилей. Численность легковых автомобилей и автобусов остается практически постоянной. В структуре автопарка, как и в прежние годы, преобладает легковой транспорт. В 2002 году его доля составила 70%.
Распределение численности автотранспорта и массы выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта по территориям Пермской области представлено в таблице
2.1.Рисунок
2.1.Процентное соотношение между видами автотранспорта в Пермской области в 2002 году
Таблица
2.1.Численность автотранспорта (ед.) и выброс загрязняющих веществ (тыс.т.) от автотранспорта по
территориям Пермской области в 2002 году, тыс.т
Наименование территории |
Численность транспорта по видам, ед. |
Выброс ЗВ в 2002 г., тыс.т |
Прирост/сниже -ние к 2001 году, тыс.т |
||
Грузовые |
Легковые |
Автобусы |
|||
Бардымский район |
2234 |
3231 |
125 |
1,89 |
0,22 |
Березовский район |
957 |
2393 |
92 |
1,08 |
0,19 |
Большесосновский район |
1216 |
1877 |
76 |
1,06 |
-0,14 |
Верещагинский район |
1450 |
3584 |
123 |
1,62 |
-0,16 |
г. Александровск |
1613 |
3197 |
179 |
1,60 |
0,19 |
г. Березники |
6409 |
18719 |
943 |
7,96 |
0,84 |
г. Гремячинск |
649 |
1329 |
90 |
0,66 |
-0,88 |
г. Губаха |
1164 |
3222 |
126 |
1,40 |
0,01 |
г. Кизел |
1028 |
1992 |
123 |
1,01 |
-0,52 |
г. Красновишерск+район |
1330 |
2561 |
124 |
1,30 |
0,19 |
г. Краснокамск |
2377 |
8937 |
252 |
3,47 |
-0,34 |
г. Кунгур+район |
5877 |
14293 |
631 |
6,53 |
0,01 |
г. Лысьва+район |
2506 |
8364 |
275 |
3,38 |
0,35 |
г. Пермь |
46254 |
123761 |
3684 |
59,66 |
4,97 |
г. Соликамск+район |
4313 |
12511 |
517 |
5,32 |
-0,30 |
г. Чайковский+район |
4554 |
14970 |
596 |
6,09 |
-0,58 |
г. Чусовой+район |
2219 |
5227 |
279 |
2,42 |
0,06 |
Горнозаводский район |
1246 |
2645 |
116 |
1,28 |
0,15 |
Добрянский район |
3673 |
8390 |
529 |
3,95 |
0,21 |
Еловский район |
656 |
1306 |
56 |
0,65 |
-0,10 |
Ильинский район |
1087 |
1755 |
102 |
0,97 |
-0,27 |
Карагайский район |
1083 |
1747 |
70 |
0,97 |
0,32 |
Куединский район |
1437 |
3015 |
83 |
1,46 |
-0,25 |
Кишертский район |
855 |
1546 |
62 |
0,81 |
0,0 |
Нытвенский район |
2071 |
5057 |
209 |
2,30 |
0,01 |
Октябрьский район |
1902 |
3595 |
124 |
1,84 |
-0,01 |
Ординский район |
876 |
2334 |
67 |
1,02 |
-0,05 |
Осинский район |
2123 |
5105 |
276 |
2,35 |
-0,38 |
Оханский район |
742 |
1350 |
66 |
0,70 |
-0,02 |
Очерский район |
1193 |
2930 |
104 |
1,33 |
-0,17 |
Пермский район |
3749 |
10874 |
398 |
4,62 |
0,44 |
Сивинский район |
765 |
1381 |
69 |
0,72 |
-0,01 |
Суксунский район |
1182 |
2544 |
85 |
1,22 |
-0,01 |
Уинский район |
849 |
1383 |
44 |
0,76 |
-0,12 |
Усольский район |
577 |
708 |
53 |
0,46 |
0,00 |
Частинский район |
819 |
1272 |
73 |
0,72 |
-0,24 |
Чердынский район |
1390 |
1984 |
134 |
1,18 |
0,26 |
Чернушинский район |
3494 |
8194 |
404 |
3,81 |
0,22 |
Всего по области |
4,10 |
Расчет проводился по
"Методике определения массы выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами в атмосферный воздух". В расчетах принят во внимание автотранспорт, зарегистрированный на данной территории соответствующими подразделениями ГИБДД, без учета транзитного транспорта. Валовый выброс загрязняющих веществ от автотранспорта по области в целом в 2002 году составил 139,57 тыс.т, что на 4,10 тыс.т больше, чем в 2001. Наибольшая численность автотранспорта всех видов зарегистрирована в г. Перми. Значительное количество транспорта зарегистрировано и в других городах области, имеющих развитую промышленную инфраструктуру. Это такие города как Березники, Кунгур, Чайковский, Краснокамск, Соликамск, Чусовой и административно подчиненные им территории. Масса выброса загрязняющих веществ от автотранспорта на этих территориях составляет 45-55% от общегородского выброса.Работы по оценке уровня загрязнения атмосферного воздуха г. Перми выбросами автотранспорта на протяжении ряда лет ведутся специалистами географического факультета Пермского государственного университета. В 2002 году была проведена работа по оценке влияния строительства новых транспортных тоннелей на выброс загрязняющих веществ от автотранспорта в атмосферный воздух.
Оценка влияния новых транспортных тоннелей на массу выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в атмосферный воздух г. Перми
(В.А. Шкляев. Кафедра метеорологии и охраны атмосферы ПГУ)
Особенности расположения г. Перми обусловливают недостатки автотранспортной сети: большая протяженность города вдоль р. Кама и отсутствие достаточного количества мостов, наличие небольших рек с глубокими долинами и отсутствие достаточного количества их пересечений (Егошиха, Данилиха, Ива, Мотовилиха и др.), железная дорога, проходящая через город на расстоянии около 14 км имеет лишь 6 путепроводов, мостов и тоннелей, не развита система объездных дорог. Все это определяет значительную интенсивность движения автотранспорта по сравнительно небольшому числу улиц, включая движение транзитного автотранспорта через центральную часть города.
Развитие улично-дорожной сети города направлено на снижение транспортной нагрузки, а следовательно на улучшение экологической ситуации в городе. В результате совершенствования улично-дорожной сети должно уменьшиться количество заторов на улицах, что приведет к снижению выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ от автотранспорта. В некоторых случаях это снижение может быть значительным. Для подтверждения этого были выбраны 2 участка, на которых произошли существенные изменения транспортных потоков: ул. Локомотивная от ул. Ленина до ДКЖ после строительства 2-го тоннеля и расширения проезжей части; ул. Васильева после строительства 1-й очереди тоннеля и закрытия переезда через железную дорогу.
После открытия туннелей произошло увеличение интенсивности движения автотранспорта от 30 до 80 %, что связано с общим увеличением автотранспорта в городе, с уменьшением количества заторов на этих улицах и с перераспределением транспортных потоков (таблица
2.2.).Таблица
2.2.Изменение интенсивности движения автотранспорта по улицам Локомотивная и Васильева после строительства тоннелей
Названия улиц |
Интенсивность движения автотранспорта ед./час |
Измене- ние, |
|||||||
легковой |
грузовой |
автобусы |
всего |
||||||
до стр-ва |
после стр-ва |
до стр-ва |
после стр-ва |
до стр-ва |
после стр-ва |
до стр-ва |
после стр-ва |
% |
|
Локомотивная |
795 |
1632 |
216 |
384 |
141 |
75 |
1152 |
2091 |
80 |
Васильева |
648 |
900 |
396 |
476 |
16 |
4 |
1060 |
1380 |
30 |
Экологическая оценка реализованных мероприятий была выполнена с привлечением "Методики определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов". Для этой цели были использованы результаты наблюдений за интенсивностью движения транспортного потока по 6-ти группам транспортных средств и количеством остановленных автомобилей у светофоров и переезда. Такое же обследование было проведено после строительства тоннелей, что позволило оценить объемы выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта до начала строительства и после его завершения.
До строительства тоннелей на этих улицах часто наблюдались заторы, что приводило к резкому росту уровня загрязнения атмосферного воздуха. Скорость движения на этих улицах составляла 15-20 км/час, это также увеличивало выбросы загрязняющих веществ. Основная часть выбросов приходилась на момент разгона автомобиля при начале его движения (дополнительный выброс). Рассчитанные суммарные объемы выбросов представлены в таблице
2.3.Таблица
2.3.Изменение объема выбросов загрязняющих веществ при движении автотранспорта после строительства тоннелей на ул. Локомотивная и Васильева
Названия улиц |
Выбросы загрязняющих веществ, т |
||||||||
CO |
NO2 |
Бензин |
Сажа |
Керосин |
SO2 |
Форм -альде-гид |
Бенз(а)-пирен |
Всего, т |
|
Васильева (до стр -ва) |
531,973 |
15,513 |
66,542 |
0,445 |
2,637 |
1,913 |
0,267 |
0,0002 |
619,290 |
Васильева (после стр-ва ) |
111,536 |
11,790 |
15,488 |
0,093 |
1,664 |
0,682 |
0,091 |
0,00002 |
141,345 |
Васильева (изменение выбросов) |
420,438 |
3,723 |
51,054 |
0,352 |
0,972 |
1,230 |
0,175 |
0,00023 |
477,946 |
Локомотивная (до стр-ва ) |
149,865 |
7,681 |
17,220 |
0,282 |
2,389 |
0,913 |
0,153 |
0,0001 |
178,504 |
Локомотивная (после стр-ва ) |
51,962 |
8,731 |
6,530 |
0,049 |
0,820 |
0,334 |
0,048 |
0,00001 |
68,473 |
Локомотивная (изменение выбросов) |
97,904 |
-1,050 |
10,690 |
0,233 |
1,570 |
0,579 |
0,105 |
0,00007 |
110,030 |
После открытия туннелей произошло значительное снижение выбросов в обоих случаях даже при увеличении интенсивности движения автотранспорта. Общее снижение объема выбросов по ул. Локомотивной составило около 110 т за год, а по ул. Васильева около 478 т за год. Произошло некоторое увеличение выбросов диоксида азота на ул. Локомотивная вследствие увеличения числа дизельных автомобилей и автобусов. Кроме того, выбросы диоксида азота не изменяются при изменении скорости движения автомобиля.
Существенно снизились выбросы оксида углерода: на 420 т и 98 т соответственно на ул. Васильева и Локомотивной.
Таким образом, развитие и совершенствование транспортной сети в городе, кроме экономических, позволяет эффективно решать и экологические проблемы.